Как нам обустроить Российский триатлон?

Проходящий 2010 год показал, что триатлон Ironman вроде бы начал набирать какую-никакую популярность в России. И тут встает вопрос о том, что конкурентных спортсменов у нас - с гулькин нос, а любительский триатлон предоставлен сам себе. Вызвано это во многом невниманием со стороны Федерации триатлона России к массовому триатлону вообще и к триатлону Ironman как к классу. Встает вопрос - если государство в лице ФТР не в состоянии помощь первым росткам любительскому триатлон-движению, то может быть бизнес возьмет на себя хоть часть этой роли? Иначе говоря - с кем вы, деятели бизнеса?

Современное положение дел говорит о том, что в России сложились три кластера развития любительского триатлона – Москва, Санкт-Петербург и в какой-то степени Красноярск. В каждом из этих город развитие идет своим путем – в Красноярске многое базируется на поддержке региональных властей и лоббировании в лице главы - энтузиаста триатлона и финишера Ironman. В Москве все идет по пути популяризации Ironman в среде «бизнес-элиты» с выделением его как аристократического вида спорта для избранных, чему во многом способствует в частности и крупнейший фитнесс-клуб страны. Это и понятно – Ironman недешевое удовольствие, и без бюджета в 4-5 тысяч долларов США нечего и думать о международном старте. Для большинства физкультурников отдать 18000 рублей за возможность участия в соревнованиях это нонсенс, когда за отечественный марафон берут 200 рублей. Пожалуй, только в Питере триатлон-движение носит чисто любительский характер в европейском смысле этого слова. Подавляющее число финишеров Ironman являются обычными малообеспеченными физкультурниками, целый год собирающими деньги на один-единственный зарубежный старт (возможно даже в жизни). К сожалению, для большинства такой старт воспринимается как вершина занятий триатлоном, после которого мотивации тратить такое количество финансовых средств не находиться.

На мой взгляд, обозначается две проблемы. Первое - отсутствие самоорганизованной структуры любителей триатлона (читай – клуба триатлона), которая бы могла отстаивать свои интересы среди потенциальных спонсоров, во властных структурах и организовывать совместный тренировочный процесс. Вторая проблема – отсутствие российского старта на длинной дистанции.

Могу проанализировать ситуацию на примере Петербурга. К сожалению, здесь бизнес-элита не так амбициозна, и кроме единичной попытки Айвана Житенева из среды бизнесменов никто даже рядом не стоял с Ironman. Про спонсирование клубов речи не шло никогда, и скорее всего не пойдет. Европейский путь, где клубы любителей поддерживаются бизнесом скорее всего не для России – так уж повелось, что везде доминирующая роль государства. Отечественному бизнесу просто нечего рекламировать за рубежом, а крупные компании могу начать финансирование чего-либо только по «звонку сверху». Но и ФТР не обращает никакого внимания на массовый триатлон. Теплится надежда на изменение ситуации с приходом нового руководства Федерации, но пока никаких подвижек не видно. Непонятна мотивация политических и финансовых тяжеловесов, пришедших к руководству в ФТР – нет ни программы действий, ни ясных целей. Создается впечатление, что годик поиграют и бросят увидев полную бесперспективность – ведь триатлон это не биатлон (он не настолько телегеничен), деньги там крутятся небольшие, в основном триатлон интересен участникам, а не зрителям. Российская сборная по триатлону в принципе и так на ведущих ролях, однако это не говорит о том, триатлон имеет известность в стране. Элитный спорта высших достижения в России оказывается никак не связан с массовостью – это «вещь в себе» и для себя. Деньги там идут из бюджета и распределяются на детей в ШОРы и на сборников. Для них же организуются микро-триатлоны чтобы отобрать спортсменов для сборной команды. Иногда на них пускают 50-60 любителей. Сектора массового триатлона (а это прежде всего Ironman) не существует. Да и как может быть иначе, если сам бывший глава ФТР заявлял – «у нас стране полтора десятка человек которые могут финишировать на Ironman!» Иначе говоря – сами виноваты, что из 140 млн. только 15 человек могут доползти до финиша, потому сами и выкручивайтесь.

Вы мне можете возразить – ну а в других видах спорта как? К сожалению триатлон – это не бег, здесь финансовых затраты намного больше. Бегать можно почти везде, а вот чтобы было интересно не просто финишировать в триатлоне (а многие по недомыслию ставят только такую цель), нужно тратиться и на фитнесс-зал с бассейном, и на тренера по плаванию, и на велосипед, и на машину сопровождения, да и просто доехать до старта со всем скарбом стоит недешево. Про затраты времени (которое тоже деньги) я и не говорю. К тому же для многих не секрет, что почти все отбирающиеся на Ironman Hawaii являются фактически рантье, ибо работать и тренироваться по 30 часов в неделю чтобы показать результат в 9 часов мало кому под силу. И это даже при ИХ заработках, а не при российских!

Каков же выход? Неплохой новостью является то, что по моей информации с нового года вводится как обязательная должность «Инструктора по физвоспитанию» на всех предприятиях численностью более 200 человек. Это намек бизнесу, что государство не против, чтобы крупный бизнес увеличил финансирование на физическую активность работников. Западный опыт показывает, что триатлон является самым эффективным времяприпровождением по соотношению «здоровье - затраты времени и средств». В триатлоне есть все, чтобы не быть монотонным – плавай, бегай на свежем воздухе, катайся на велике – и при этом двигайся к большой цели – Ironman. В результате, возможно это приведет к созданию команды (например заводской) по триатлону, которая вместо банальной поездки на Кипр съездит в половинку Ironman, а фото финишеров украсит доску почета! А это уже будет что-то. Далее тот же завод заложит в свой бюджет финансирование клуба для самых продвинутых триатлетов-любителей, а они в майках того же завода будут тренироваться – и поднимать имидж компании как заботящейся о здоровье своих сотрудников. А там и до организации старта рукой подать.

Пока же всем заинтересованным триатлетам необходимо создать единую структуру (клуб любителей триатлона), представитель которой мог бы для начала информировать крупные компании о том, что такой вид спорта есть! Ведь понятное дело, что чем многочисленнее структура, тем больший вес она имеет в глазах как власти, так и бизнеса. Клянчить деньги по знакомым бизнесменам на одного хорошего спортсмена – это пережитки 90-х, сейчас уже пришло время выдвигать условия для взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти, и сообщества триатлетов-любителей. Ведь в большинстве цивилизованных стран финансирование спортивных клубов идет как из муниципального бюджета, так и преимущественно из бюджета крупного бизнеса региона. Тот же путь предлагает и наше государство – на все виды спорта денег не хватит, поэтому упор идет на самые популярные – так надо показать, что триатлон может и должен быть популярным и массовым!

Теперь к вопросу о российских стратах. Какие пока есть альтернативы дорогому Ironman? Прежде всего это Nokia Iron-distance triathlon в Финляндии и Tristar 111 в Эстонии как наиболее близкие по расстоянию к России. Но это не идет ни в какое сравнение с атмосферой старта на классическом Ironman, да и если стартовать там, то особого влияния на развитие триатлона в стране это не окажет. На мой взгляд картина ясна – необходим свой, отечественный старт на дистанции Ironman. И новому руководству Федерации это вполне по силам организовать (по крайней мере в Питере). Опыт Vyborgman-2010 (к сожалению, скорее всего, единичный) показал, что, по крайней мере 100 человек старт на Half-Ironman собрать может уже сейчас даже без статуса от Федерации и без ее поддержки (да и без больших спонсоров и рекламы даже!). К сожалению, инициатива о проведении старта на дистанцию Ironman в Санкт-Петербурге не была поддержана местной триатлет-общественностью, в связи с чем скорее всего в следующем году старта на дистанции Ironman здесь не будет. Однако условия (да и желание) у любителей есть, но вечная проблема – инфантилизм и неорганизованность – мешает что-либо начать делать. Опять же – без структуры, лоббирующей интересы любителей (а это не федерации, а именно клубы) старт на дистанции Ironman в России пока невозможен. Не нужно беспокоится – на финальном этапе организации старта Федерация обязательно подключится и выдаст этой дистанции статус, что даст возможность привлечь спортсменов, желающих выполнить МС (а это возможно единственная возможность для многих получить такое звание). Будет ли роль Федерации в данном случае позитивной и не завершится ли все как всегда (читай - распилом и дальнейшим уходом спонсоров) – покажет время, но если ничего не делать, то «милости сверху» можно будет ждать очень долго!

И последнее. Меня лично очень радует и вселяет надежу факт, что некоторые бизнесмены на деле взялись за популяризацию триатлона в стране. Причем делают это фактически бескорыстно. Выход книги о триатлоне Ironman конечно окажет влияние на развитие любительского триатлона, но это только первый шаг. Следующим шагом должно быть документальное оформление клубов, поиск спонсоров - и здесь нам никуда без энтузиастов триатлона из бизнес-среды. Речь не идет о том, чтобы покупать всем желающим велосипеды – начальный шаг человек должен сделать сам. Ведь кроме прочего, чтобы быть готовым для финиширования, нужно потратить огромное количество времени на тренировки. И помощь им необходима только для того, чтобы показать достойное финишное время; а для продвинутых триатлетов – чтобы отобраться на Гаваии и достойно представить страну на Финале Чемпионата Мира на Гаваях. А мотивация для поддержки других может быть только одна – они тоже стремятся покорить Ironman, а значит и постичь себя тем же путем, что и я! Их победа – это и моя победа! И как бы не делил нас социум – мы все едины в своем желании познать свои границы и раздвинуть их!

(C) Владимир Регенсбургский, 2010